Вернуться назад

Стандартизация для управления качеством - ИСО 9001

20.03.2016
Статьи
Стандартизация для управления качеством - ИСО 9001

ИСО (ISO, International Organization for Standardization) это международная организация по стандартизации для управления качеством. Любое обсуждение  на тему управления качеством   связано с ИСО 9001, в котором прописаны требования к системе управления качеством в компании. Первая версия стандарта систем качества ИСО вышла в 1987 году и последняя версия в 2008 года. Создатели серии ИСО 9000 обобщили в стандарте весь накопленный опыт в управлении качеством, истоки которого находятся в тридцатых годах прошлого века. Стандартов ИСО большое множество, большая часть из которых не связана с управлением качества.  Мы рассмотрим наиболее часто используемые стандарты:

  • ИСО 9000:2005
  • ИСО 9001:2008
  • ИСО 9004:2009

А точнее,  ИСО 9001:2008 это «Системы менеджмента качества  - требования». ИСО 9000 связан в основном с определениями, ИСО 9004 это рекомендации по улучшению. Обратите внимание на толкование названия стандартов – последние цифры означают год введения в действие стандарта. Практика показывает что самый часто используемый стандарт это – 9001. Какова же причины  популярности ИСО 9001 так как данный ИСО является не единственным стандартом по требованиям к системе качества компании. Существуют и другие, более специализированные стандарты систем качества. Представлены отдельные стандарты для фармацевтики, телекоммуникационной отрасли и аэронавтики, и для пищевой промышленности. Как бы то ни было только ИСО 9001 получил высочайшую популярность в мире. На текущий момент число компаний  получивших сертификат ИСО 9001 растет день ото дня. Существую несколько причин популярности данного стандарта:

Во - первых, стандарт излагает не специфически точные, а общие требования. Эти основе этих общих требований может работать и маленький магазинчик, и огромная корпорация. С одной стороны, это большой минус для стандарта, так как требуются эксперты для перевода требований стандарта. С другой стороны, это огромное преимущество, так как стандарт подходит для широкого ряда отраслей.  

Во - вторых, стандарт является неким подобием аттестата зрелости для компаний. Он дает возможность оценить потенциального партнера до начала сотрудничества. Логика в том что не нужно каждый раз проверять десятки потенциальных подрядчиков так как они уже проверены органом по сертификации.

В - третьих, работа по подготовке к сертификации приносит пользу компании. Стандарт написан на основе многолетнего опыта специалистов по качеству и основан на здравом смысле.

В целом, если у компании на сегодня нет ИСО 9001 – значит, твое предприятие несерьезное и неспособно обеспечить минимальную степень порядка, которая необходима для сертификации.

Базовые принципы ИСО 9001:

Стандарт основывается на основных принципах. Сегодня мы познакомимся  с базовым управленческим принципом PDCA. PDCA (Plan – Do – Check – Act) означает - Планируй, Выполняй, Проверяй, Действуй.

Все бизнес-процессы и деятельность в компании должны основываться на этом простом принципе, так как любая управленческая деятельность должна быть:

  • запланирована
  • реализована
  • проверена на соответствие планов
  • исправлена, если её результаты неудовлетворительный.

Только новинка в том, что стандарт требует от компании соблюдения этого принципа во всей деятельности предприятия. С этого и начинаются первые проблемы с внедрением стандарта, так как компания должна представлять объективные свидетельства о выполнении любого требования ИСО. Эти доказательства обычно требуют документов в виде отчетов и справок. Это требования для ИСО – предъявление бумажных доказательств и привело к смешному прозвищу стандарта - «фабрика бумажек».

Простая система для согласования документов Листоход
Попробуйте прямо сейчас
Бесплатная полнофункциональная версия на 30 дней.